[Дмитровец на старых картах]


Своеобразным образом память о Дмитровце сохранялась очень долго. С середины XVI по конец XVIII в. городок обозначался на картах Великого княжества Литовского, Польши и России, причем часто со статусом (судя по пиктограммам, указывающим его место), равным соседним городам Калуге, Воротынску, Вязьме и т.д. В некоторых случаях, наряду с Дмитровцом, был отмечен еще один город Поугорья - Опаков (Opakow, Opacow, Opaicow)[299]. Другие населенные пункты вдоль р. Угры не привлекли внимания картографов.

(с. 103) Впервые Дмитровец (Demetriouicz) появился на карте Московии С. Герберштейна 1546 г., изданной еще до выхода в свет «Записок о Московии»[300]. Точного местоположения Дмитровца С. Герберштейн не знал, но, согласуясь с известными ему расстояниями до других пунктов[301], поместил пиктограмму города между Окой (Fl. Occa) и Днепром (Boristenes vel. Nieper  fl.), так что даже Смоленск (Smolenczko) стоял юго-западнее. Река Угра (Fl. Ugra) при этом была изображена значительно севернее, в ее устье был показан Воротынск (Vorotin). Форма написания С. Герберштейном названия города (Demetriovuitz, Demetriowitz) закрепилась на данной карте и на всех последующих. Однако сама первая карта С. Герберштейна оказалась велика для формата «Записок о Московии» и была заменена упрощенными вариантами (1548, 1549, 1556, 1557 гг.), на которых Дмитровец отсутствовал.

В качестве приложения к итальянскому изданию «Записок о Московии» венецианский космограф Дж. Гастальди в 1550 г. подготовил собственную карту «Описание Московии» («Déscriptioné dé la Moscouia»). Карта вобрала в себя сведения, собранные в путешествиях императорским послом (как из его карт, так и из самих записок)[302]. На предшествовавших картах Гастальди[303], как и на поздних картах Герберштейна, Дмитровец не был обозначен, поэтому становится очевидным, что появление города на карте 1550 г. связано с использованием раннего произведения Герберштейна. Но на карте Гастальди 1550 г. пиктограмма города (Demeriower) была поставлена не совсем там, где ее поместил С. Герберштейн - она была сдвинута к северу и попала между Окой и ее левым притоком (не(с. 104)сомненно, Угрой) южнее Воротынска (Verotin)[304]. Такой же взгляд о месте Дмитровца нашел отражение на еще одной карте Гастальди - 1566 г.[305]

Явным заимствованием из ранних работ С. Герберштейна и Дж. Гастольди выглядит карта Московии Дж.А. Маджини (И. Магина), приложенная сначала к венецианскому, а потом кельнскому латиноязычному изданию «Географии» Птолемея 1596 и 1597 гг.[306] На еще одной карте Дж.А. Маджини из атласа М. Квада «Geographisch Handbuch» 1600 г. район Поугорья подвергся произвольному искажению. Дмитровец (Demetiouer) был помещен у р. Оки (названа как Occa Mscenesk, то есть с именем реки совместили название города) южнее Воротынска (ошибочно назван как Terotin)[307].

Представления о территории Восточной Европы быстро расширялись, и уже на «Карте части Польши» («Il desegno... del regno de Polonia, e parte del ducado di Moscovia...» издания 1562 г. и «Il vero disegno della seconda parte dil Regno di Polonia...» издания 1568 г.) Дж. Гастальди Дмитровец (Demetrowiz) был обозначен рядом с Опаковом (Opacu)[308]. При этом последний стоял на правом берегу (с. 105) р. Угры, а Дмитровец - еще южнее. Также ошибочно (в устье р. Угры, но с левой стороны) был изображен Воротынск (Vorotin).

Вполне вероятно, второй вариант размещения Дмитровца (южнее Опакова, стоящего на Угре) был заимствован Дж. Гастальди у Г. Меркатора, опубликовавшего еще в 1554 г. карту Европы. Дмитровец был показан немецким картографом юго-западнее Опакова, а Воротынск при этом стоял в устье Угры с правильной (правой) стороны[309]. Г. Меркатор, в свою очередь, мог почерпнуть новые сведения о Восточной Европе, например, у Б. Ваповского[310]. Последний в 1526 г. создал карту Польши, но, к сожалению, от нее до нас дошли лишь фрагменты[311] и судить о том, был ли вообще показан на ней Дмитровец, а также Опаков, довольно сложно.

Новая традиция в обозначении местоположения Дмитровца шла, возможно, от карты «Великое княжество Литовское, Ливония и Московия» («Magni Ducatus Lithuaniae Livoniae et Moscoviae description») М. Струбица, приложенной к атласу Кромера 1589 г.[312] В истоке р. Угры появилось озеро, над которым возвышался Дмитровец (Demetrowicz). При этом к самой реке Угре (только на карте Струбица) был пририсован левый приток (очевидно, Ресса). Такое же положение Дмитровца отмечено на картах, связанных с творчеством Г. Меркатора («Russia» 1595 г., «Lithuania» 1628 г., «Taurica Chersonesus» 1630 г., «Russia cum confinijs» 1630 г., «Taurica Chersonesus» 1638 г., «Taurica Chersonesus» 1641 г.)[313]. На всех них при(с. 106)сутствует и Опаков, но он поставлен значительно севернее как Дмитровца, так и р. Угры.

В знаменитом атласе И. Блау («Atlas Maior») 1662 г. специальная карта с изображением России («Russiae vulgo Moscovia, Pars Australis») принадлежала творчеству И. Массы, и на ней Дмитровец отсутствовал[314]. Однако на общей карте Европы к юго-западу от Воротынска (Worotin) был обозначен Дмитровец (Demetrowicz)[315]. На карте не была прорисована р. Угра, поэтому судить о точности местоположения города сложно.

Ближе к верховью р. Угры и с левой стороны размещен Дмитровец (Demetriowitz) на картах голландца Ю. Данкертса (России 1680 г. и Польши с Литвой и др. без года)[316]. В.А. Кордт писал об опоре Ю. Данкертса на карту Польши француза Ю. Желло (Жейо, H. Jaillot)[317], однако у последнего на карте 1685 г. Дмитровец еще отсутствовал, хоть и была обозначена р. Угра, а сам город появился только на карте 1696 г., то есть значительно позже, чем у голландского картографа[318]. Жейо приобрел материалы у сыновей основателя французской школы картографии Н. Сансона[319], у которого на переиздававшихся в течении нескольких десятилетий после смерти автора карте Польши Дмитровец был показан таким же образом (с левой стороны р. Угры ближе к верховью этой реки)[320]. Ту же картину мы видим на карте сына Н. Сансона - Гийома[321]. Возможно, (с. 107) именно из семьи Сансонов и перешли сведения о части России к голландцу Ю. Данкертсу и французу Ю. Желло[322].

Также следует принять во внимание деятельность Н. Витсена, голландца, побывавшего в России в 1664-1665 гг. и составившего дневник своего путешествия, книгу «Северная и Восточная Тартария» и карты, изображающие как отдельно саму Тартарию (Сибирь), так и, в целом, Россию[323]. Карта Тартарии Н. Витсена, безусловно, уникальна, однако подписанная его именем карта «Русской империи или Московии» («Imperii Russici sive Moskoviae») 1680 г. обнаруживает значительное сходство с работами Сансонов, Данкертса и Желло. Границы княжеств в России идентичны тем, что появились на сансоновых картах, и Дмитровец обозначен там же[324].

Подобным же образом относительно места Дмитровца поступил гравер и издатель из Нюрнберга И.Б. Хоманн на своей карте Польши и ВКЛ 1707, 1712, 1729, 1739 гг. издания[325], хотя тот же автор на карте Украины 1720 г. уже точнее отразил место города (см. ниже). «Эклектик-картограф», как его назвал В.А. Кордт, И.Б. Хоманн даже в названии своих карт выдал источник заимствований (польский географ С. Старовольский), но также активно он пользовался работами Г. Боплана, Г. Делиля и др.[326] На карте Польши С. Старовольского, очень сильно напоминающей подобную работу Г. де Боплана 1652 г.[327], территория южнее Можайска и верховья Днепра закрыта (с. 108) таблицей с условными обозначениями (Declaratio), также и в тексте «Полонии» ни Дмитровца, ни Угры не встречается[328]. Г. Делиль уже верно обозначал место города, не так, как это делал И.Б. Хоманн. И на одной из карт Г. де Боплана этот пункт увидеть все-таки можно, хоть опять же в подробнейшую карту Украины 1650 г. район Поугорья не вошел[329]. Однако, выясняется, что на третьей части составной карты (ВКЛ и Белая Русь, Королевство Польша и ВКЛ и Россия) французским инженером была заимствована локализация Дмитровца, присущая картам М. Струбица и Г. Меркатора, то есть город был помещен на северном берегу озера в истоке р. Угры[330].

Вариант с расположением Дмитровца с левой стороны Угры и ближе к ее среднему течению стал определенным этапом, приблизившим к верному отражению места города на карте. Более достоверные сведения о территории России позволили также убрать озеро в истоке р. Угры.

Трудно даже предположить, кто явился источником сведений о Дмитровце в начале XVIII в., но в ряде карт его местоположение приобрело определенную точность - на правой стороне р. Угры, посередине волнистой линии, изображающей эту реку, правда, без присущих ей резких поворотов. Хронологически первой картой с новым взглядом на место Дмитровца стала работа Г. Делиля (де л'Іль, Del'Isle) 1703 г. с изображением Польши. Здесь же, вероятно, впервые появилась надпись о былом прохождении московско-литовской границы вдоль р. Угры[331], взятая, видимо, из «Записок о Московии» С. Герберштейна[332]. Еще одним произведением Делиля стала карта Московии 1706 г. Здесь относительно земель вокруг р. Угры была просто повторена ситуация, отраженная на карте Поль(с. 109)ши 1703 г. Единственное изменение - надпись о границе по р. Угре была размещена не по левую, а по правую сторону от Дмитровца[333].

Делиль оговорил источники, использованные при создании карты Польши (Старовольский, Боплан, Гартнох, Гевелиус и др.), но у кого конкретно из них были почерпнуты сведения о районе Поугорья - неизвестно. Информатором по району Поугорья для Г. Делиля точно не был Г. де Боплан, несмотря на то, что карта последнего послужила главным источником для его работы[334]. Мнение Б.А. Рыбакова о составлении «тенденциозной удельно-аристократической карты княжеств» князем И.М. Воротынским около 1526 г., ставшей источником для карт Сансона и Делиля[335], представляется сомнительным. Прежде всего, карты двух французов очень разнятся между собой, хотя бы в отношении показа места Дмитровца. Вероятнее всего от московских информаторов поступали на запад устные сведения (например, через посольства). Также и С. Герберштейн наблюдал в Москве не карты, а внимательно слушал и записывал речи окружавших его русских людей, того же И.М. Воротынского.

Упомянутые две карты Делиля переиздавались и копировались другими картографами и издателями неоднократно. Наработки французского картографа использовались как им самим в картах других регионов, так и его коллегами при создании собственных карт[336]. Так, например, И.Б. Хоманн на карте Украины 1720 г. изо(с. 110)бражение Поугорья перенес с карты Делиля, но вместе с тем внес и собственный вклад в развитие представлений о том регионе. На карте И.Б. Хоманна намечены дороги, одна из которых проведена через Брянск, Серенск, Дмитровец, пересекает Угру в ее верхнем течении, встречается с другой дорогой из Вязьмы у Благовещенья (Boglovestine) и идет к Дорогобужу[337]. Дорога у Дмитровца уже не являлась продолжением Муравского шляха (Morawski Slak), как это было изображено на некоторых картах, начиная, возможно, с Ю. Данкертса[338]. По версии последнего Муравский шлях заканчивался за Угрой, чуть правее Дмитровца.

Заимствования из работ Г. Делиля заполнили весь XVIII и даже начало XIX в. Так поступали ученик И.Б. Хоманна М. Сейттер, зятья последнего Т.К. Лоттер и Г.Б. Пробст и др. их родственники[339]. Имя Г. Делиля, а после М. Сейттера просто стиралось с печатных форм и заменялось новым[340]. В 1772 г. Т.К. Лоттер добавил к карте Делиля границы первого раздела Речи Посполитой и объявил ее своей[341]. Ничего нового в сторону, например, уточнения линии изгибов р. Угры не было сделано. Тиражировались представления, сложившиеся еще в начале XVIII в. Характерно, что на всех картах (с. 111) XVIII в. в Поугорье был представлен только один город - Дмитровец, Опаков уже отсутствовал.

Территориальная принадлежность Дмитровца на старых картах также определена по-разному. На большинстве карт XVIII в. он отнесен к Новгород-Северскому княжеству, стоит на самой границе со Смоленским княжеством и землями, отнесенными непосредственно к Москве. Карты XVI - начала XVIII в., как правило, не дают сведений об административно-территориальном делении в регионе Поугорья, за исключением карт французов Н. Сансона (до 1667 г.) и его сына Г. Сансона (1674 г.), голландца Ю. Данкертса (1680 г.) и гравера и издателя из Нюрнберга И.И. Хоманна (1707 г.), несомненно, показывающих Дмитровец в составе Смоленского княжества[342].

Таким образом, в отношении Дмитровца на протяжении второй половины XVI - начала XVIII в. складывалось несколько традиций показа его места на карте: 1. произвольно между реками Угрой и Окой; 2. над озером в истоке р. Угры; 3. с левой стороны р. Угры ближе к ее верховью и 4. на правом берегу примерно в среднем течении р. Угры. Интересно, что только в начале XVIII в., когда населенный пункт совсем потерял свое значение, его место стали более-менее верно отмечать на картах.

Интерес к Дмитровцу со стороны западноевропейских картографов был во многом обусловлен его упоминанием С. Герберштейном. Российская картография XVI - конца XVIII в. особого значения Дмитровцу не придавала. Нет его на картах Московии Антония Вида - И.В. Ляцкого 1542-1555 гг., Антония Дженкинсона 1562 г., Гесселя Герритса 1613 г. (Чертеж царевича Федора Годунова)[343], то есть тех картографических работах, существенную (с. 112) часть которых составили сведения, поступившие от русских информаторов (в большинстве, конечно в устном или письменном, но не картографическом виде). Несомненно, русские данные при создании своих карт использовал Герберштейн, а Сансон и Делиль почерпнули богатый и разнообразный материал из работ польских (Б. Ваповского, С. Старовольского), французских (Г. де Боплан), возможно, русских и др. картографов и географов.

На рубеже XVI-XVII вв. (при Борисе Годунове) был составлен так называемый «старый чертеж», по сути представлявший первую российскую карту «всему Московскому государству»[344]. Сам чертеж не сохранился, но на его основе (с добавлением сведений «нового чертежа» «полю») в Разрядном приказе в 1627 г. была создана «Книга Большому чертежу», вобравшая в себя в текстовом виде информацию, содержавшуюся на карте. Описание велось по главным рекам и основным дорогам, и в нем одну из ключевых позиций занимала р. Угра. К гидросистеме Угры была ошибочно приписана р. Лужа (на самом деле приток Протвы) со стоящими на ней городами Кременеском и Малым Ярославцем. Лужа будто бы впадала в Угру возле с. Таваркова (совр. Товарково), из чего становится понятно, что речь должна была идти о р. Шане. Также р. Суходров (Суходрев) должна была впадать не в Лужу, а в Шаню, и Медынь (Медынка) нести свои воды не в Лужу, а в Суходрев[345]. Таким образом, составители «Книги Большому чертежу» слили вместе две реки - Лужу и Шаню и перепутали их притоки. С правой стороны р. Угры описана р. Серпея, которая «потекла ... в ночь (на север - В.Т.) в реку в Угру»[346]. Возможно, в то время данный приток Угры так и назывался, но сейчас это Ресса. Кроме с. Таваркова (вариант - Таркова) «Книга Большому чертежу» сохранила сведения о Спасском монастыре «на усть Угры на Оке» (Крайшино XV в.) и о городище Зореве («а ниж Елии город Зарево»)[347]. Дмитровец упомянут не был.

В первом атласе России 1745 г., созданном на основе научных измерений, течение р. Угры оставалось нанесенным довольно произ(с. 113)вольно, а Дмитровец отсутствовал[348]. Первое точное изображение на карте региона Поугорья принадлежало географу и картографу, адъюнкту Географического департамента Академии наук Я.Ф. Шмидту. Им в 1773 г. была составлена Генеральная карта Смоленской губернии, на которой с большой точностью была проведена линия р. Угры и обозначены многие населенные пункты в ее окрестностях. Напротив устья р. Вори, впадающей в Угру, стоял Городец - так называвшийся в то время Дмитровец[349]. На плане Генерального межевания 1780 г., Дмитровец был, конечно, тоже обозначен (Погост Дмитровец), но на общих картах, например, «Атласа Смоленской губернии» 179... г. или Смоленского наместничества 1792 г., его снова не найти[350]. Карты XIX-XX вв., выполненные в разном масштабе на современном научном уровне, отражали реальное состояние местности и часто фиксировали все населенные пункты Поугорья. Жизнь поселения - преемника Дмитровца, на протяжении почти двух столетий (до исчезновения во время 2-й мировой войны), изменение его названия и статуса, таким образом, можно проследить с достаточной определенностью.

Страницы: 1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 · 7



Сайт Виктора Темушева.

Поиск

Облако тегов

«xiv век» беларусь велиж «великая отечественная война» «великое княжество московское» «великое княжество тверское» «верхнеокские княжества» «верховские княжества» витовт вкл воротынск «восточная европа» «вяземское княжество» вязьма «вялікі гістарычны атлас беларусі» граница границы «грюнвальдская битва» дмитровец «древняя русь» «золотая орда» «историческая география» карты крайшино «куликовская битва» «литовско-московская граница» любутск «московско-литовская война» «московско-литовская граница» «московско-литовские войны» «московское княжество» «мстиславское княжество» ольгерд опаков «османская империя» «пограничная война» «полоцкое княжество» польша поугорье «речь посполитая» «ржевская земля» «рославльский уезд» россия русь «северо-восточная русь» «северская земля» славяне спиридонов «средние века» ягайло